Неточные совпадения
Свияжский был один из тех, всегда удивительных для Левина людей, рассуждение которых, очень последовательное, хотя и никогда не
самостоятельное, идет само по себе, а
жизнь, чрезвычайно определенная и твердая в своем направлении, идет сама по себе, совершенно независимо и почти всегда в разрез с рассуждением.
Ни признака
жизни в вас
самостоятельной!
Вчера пожелал, сегодня достигаешь желаемого страстно, до изнеможения, а послезавтра краснеешь, что пожелал, потом клянешь
жизнь, зачем исполнилось, — ведь вот что выходит от
самостоятельного и дерзкого шагания в
жизни, от своевольного хочу.
Она чувствовала условную ложь этой формы и отделалась от нее, добиваясь правды. В ней много именно того, чего он напрасно искал в Наташе, в Беловодовой: спирта, задатков самобытности, своеобразия ума, характера — всех тех сил, из которых должна сложиться
самостоятельная, настоящая женщина и дать направление своей и чужой
жизни, многим
жизням, осветить и согреть целый круг, куда поставит ее судьба.
Так бывает и в
жизни религиозной, где слишком многие питаются чужим опытом и живут чисто словесной догматикой, и в
жизни общественной, где заученные партийные лозунги, формулы и слова повторяются без всякого
самостоятельного акта воли и мысли.
Россия есть
самостоятельная ценность в мире, не растворимая в других ценностях, и эту ценность России нужно донести до божественной
жизни.
С философской точки зрения относительная историческая
жизнь может быть признана
самостоятельной сферой самой абсолютной
жизни, одним из явлений ее разыгрывающейся драмы.
Для чисто моралистической точки зрения, переносящей на историческую действительность моральные категории личной
жизни, не существует исторических задач и ценностей
жизни исторической, как
самостоятельной сферы.
Но так как человеческая общественность была изолирована от мирового целого, от
жизни космической и очень преувеличено было
самостоятельное значение общественности, то образовался рационалистический утопизм с его верой в совершенное, до конца рациональное устроение общественной
жизни, независимое от духовных основ
жизни человека и мира.
Историческая
жизнь есть
самостоятельная реальность, и в ней есть
самостоятельные ценности.
Это было самое тихое и созерцательное время за всю мою
жизнь, именно этим летом во мне сложилось и окрепло чувство уверенности в своих силах. Я одичал, стал нелюдим; слышал крики детей Овсянникова, но меня не тянуло к ним, а когда являлись братья, это нимало не радовало меня, только возбуждало тревогу, как бы они не разрушили мои постройки в саду — мое первое
самостоятельное дело.
Какая-то неведомая сила работала в глубине детской души, выдвигая из этой глубины неожиданные проявления
самостоятельного душевного роста, и Максиму приходилось останавливаться с чувством благоговения перед таинственными процессами
жизни, которые вмешивались таким образом в его педагогическую работу.
Не признавая ее прав как
самостоятельной личности, ей и не дают ничего, что в
жизни может ограждать личность: она необразованна, у ней нет голоса даже в домашних делах, нет привычки смотреть на людей своими глазами, нет даже и мысли о праве свободного выбора в деле сердца.
Так они и остались вне
жизни, эти люди честных стремлений и
самостоятельных убеждений (нередко, впрочем, на деле изменявшие им вследствие своей непрактичности).
Каждый ее шаг ясно доказывает, что она выросла и прожила большую часть
жизни тоже под каким-то гнетом, отнявшим у нее всякую способность и вкус к
самостоятельной деятельности.
Далее автор письма сообщал, что она девушка, что ей девятнадцатый год, что ее отец — рутинист, мать — ханжа, а братья — бюрократы, что из нее делают куклу, тогда как она чувствует в себе много силы, энергии и желания жить
жизнью самостоятельной.
Мы должны были в последних главах показать ее обстановку для того, чтобы не возвращаться к прошлому и, не рисуя читателю мелких и неинтересных сцен однообразной уездной
жизни, выяснить, при каких декорациях и мотивах спокойная головка Женни доходила до составления себе ясных и совершенно
самостоятельных понятий о людях и их деятельности, о себе, о своих силах, о своем призвании и обязанностях, налагаемых на нее долгом в действительном размере ее сил.
Хотя сам по себе простец не склонен к
самостоятельной ненависти, но чувство человечности в его сердце не залегло; хотя в нем нет настолько изобретательности, чтобы отравить
жизнь того или другого субъекта преднамеренным подвохом, но нет и настолько честности, чтобы подать руку помощи.
Он очень бы удовольствовался каким-нибудь
самостоятельным казенным местечком, с зависящим от его распоряжений приемом казенных дров, или чем-нибудь сладеньким в этом роде, и так бы на всю
жизнь.
Но та небольшая часть людей, которую мы называем «читающей публикой», дает нам право думать, что в ней эта охота к
самостоятельной умственной
жизни уже пробудилась.
Как выразители общей физиономии
жизни, эти люди неоцененны, и человек, желающий уяснить себе эту физиономию, должен обращать взоры вовсе не на тех всуе труждающихся, которые идут напролом, и не на тех ловких людей, которые из
жизни делают сложную каверзу, с тем, чтобы, в видах личных интересов, запутывать и распутывать ее узлы, а именно на тех"стадных"людей, которые своими массами гнетут всякое
самостоятельное проявление человеческой мысли.
Осторожным движением, чтобы не помешать, Елена Петровна пододвигает пепельницу и, забыв о Телепневе, вдруг поражается тем, что Саша задумался, как поражается всем, что свидетельствует об его особой от нее,
самостоятельной, человеческой, взрослой
жизни.
Предмет или событие в поэтическом произведении может быть удобопонятнее, нежели в самой действительности; но мы признаем за ним только достоинство живого и ясного указания на действительность, а не
самостоятельное значение, которое могло бы соперничествовать с полнотою действительной
жизни.
Гимназическая среда ломала по-своему характеры и привычки. Чрезвычайно редко попадали в нее такие нервные,
самостоятельные и чуткие ко всякому оскорблению натуры, которые отказывались мириться с жестоким деспотизмом самодельных обычаев. Одному богу известно, как калечила их в нравственном смысле гимназия и какой отпечаток клало на всю их
жизнь вечное истерическое озлобление, поддерживаемое в них беспощадной травлей целого возраста.
Я так была отуманена этою, внезапно возбужденною, как мне казалось, любовью ко мне во всех посторонних, этим воздухом изящества, удовольствий и новизны, которым я дышала здесь в первый раз, так вдруг исчезло здесь его, подавлявшее меня, моральное влияние, так приятно мне было в этом мире не только сравняться с ним, но стать выше его, и за то любить его еще больше и
самостоятельнее, чем прежде, что я не могла понять, что неприятного он мог видеть для меня в светской
жизни.
Оттого-то дети, которых все прихоти беспрекословно исполнялись, несмотря на всю их нелепость, — выростают столь же мало нравственно-свободными, как и те дети, у которых с самого начала
жизни подавляемы были все проявления воли, то есть все попытки к
самостоятельному обсуждению предметов.
Еще не мало у нас, в образованном обществе, таких господ, которым ничего не стоит обвинить повально целый народ в неспособности к [гражданской
жизни и] всякому
самостоятельному устройству, равно как не мало и таких, которые готовы так защитить народ и приписать ему такие возвышенные чувствования, что, слушая их, следует только оплакивать совершенную гибель народного достоинства.
Чрезвычайно любопытно в них первое,
самостоятельное проявление в
жизни.
Мы же, все остальные, — мы должны были идти в
жизнь самостоятельными врачами не только с «правами и преимуществами», но и с обязанностями, «сопряженными по закону с этим званием»…
Наука не в школах. В школах — чопорное тупоумие невежд. Наука в книгах и в личном
самостоятельном труде над приобретением знаний из книг и из
жизни, а не из школы, где никогда со времени изобретения книгопечатания не оставалось из науки ничего, кроме плесени.
Кто хочет сделаться истинным человеком, тот должен отбросить угождение миру; кто хочет жить истинной
жизнью, тот пусть не руководится тем, что принято считать добром, а пусть тщательно доискивается, где и что есть истинное добро. Нет ничего святее и производительнее
самостоятельной душевной пытливости.
Эту сущность надо видеть в чувственности, как особой
самостоятельной стихии
жизни, отличной от духа, но вместе с тем ему отнюдь не чуждой и не противоположной.
«Мы, христиане, говорим: Бог тройственен (dreifaltig), но един в существе, обычно даже говорится, что бог тройственен в лицах, это плохо понимается неразумными, а отчасти и учеными, ибо Бог не есть лицо кроме как во Христе [Сын же «потому называется лицом, что он есть
самостоятельное существо, которое не принадлежит к рождению природы, но есть
жизнь и разум природы» (IV, 59, § 68).] (Gott ist keine Person als nur in Christo), но Он есть вечнорождающая сила и царство со всеми сущностями; все берет свое начало от него.
Очевидно также, что зло, как таковое, не могло быть создано благим и любящим Творцом, а потому и не может иметь в себе бытия или
самостоятельного источника
жизни, который, однако, присущ самомалейшей твари.
Солнце по-прежнему сияло ярко и лучисто, освещая первый
самостоятельный путь четырех девушек и словно обещая дарить им свои яркие улыбки и дальше, во всю их последующую
жизнь…
Да потому что на живое
самостоятельное хотение ни у кого из них мы не видим даже намека. Кто из упомянутых героев действительно цельно, широко и свободно проявляет себя? Никто. Никто не живет. Каждый превратил свою живую душу в какую-то лабораторию, сосредоточенно ощупывает свои хотения, вымеривает их, сортирует, уродует, непрерывно ставит над ними самые замысловатые опыты, — и понятно, что непосредственная
жизнь отлетает от истерзанных хотений.
То самое, что перед Достоевским стоит мрачною, неразрешимою, безысходно трагическою задачею, для Толстого есть светлая, радостная заповедь. И это потому, что для него душа человека — не клокочущий вулкан, полный бесплодными взрывами огня, пепла и грязи, а благородная, плодородная целина, только сверху засоренная мусором
жизни. Действительно из недр идущее, действительно
самостоятельное хотение человека только и может заключаться в стремлении сбросить со своей души этот чуждый ей, наносный мусор.
С «
самостоятельным хотением» вступает в
жизнь и Подросток. На груди у него документ, дающий ему шантажную власть над гордою красавицею, а в голове — «идея». Идея эта — уединение и могущество. «Мне нужно то, что приобретается могуществом и чего никак нельзя приобрести без могущества; это — уединенное и спокойное сознание силы! Вот самое полное определение свободы, над которым так бьется мир! Свобода. Я начертил, наконец, это великое слово… Да, уединенное сознание силы — обаятельно и прекрасно»…
В чем же дело? Почему неизбежно подкашиваются бессилием попытки любимейших героев Достоевского зажить свободною, цельною
жизнью? Почему никому не удается испытать светлое торжество «
самостоятельного хотения»?
–…какая-то полная атрофия активности. Там, где нужно мыслить, изучать, искать, у меня энергия неистощимая. Но где в
жизни хоть шаг нужно сделать
самостоятельный, меня отчаяние охватывает, и сама
жизнь становится скучной, грубой и темной…
Прежний, строго консервативный, монархический режим, отзывавшийся временами Меттерниха, уже канул. После войны 1866 года империя Габсбургов радикально изменила свое обличье, сделалась дуалистическим государством, дала «мятежной» Венгрии права
самостоятельного королевства, завела и у себя, в Цизлейтании, конституционные порядки. Стало быть, иностранец уже не должен был бояться, что он будет более стеснен в своей
жизни, чем даже и в Париже Второй империи.
Нравственный момент в человеческой
жизни теряет всякое
самостоятельное значение.
Желание, конечно, самое простое и понятное для всякого человека, так как кому же не хочется выбиться из положения поденного работника и стать более или менее
самостоятельным хозяином своего собственного дела; но у Гуго Карловича были к тому еще и другие сильные побуждения, так как у него с
самостоятельным хозяйством соединялось расширение прав
жизни. Вам, пожалуй, не совсем понятно, что я этим хочу сказать, но я должен на минуточку удержать пояснение этого в тайне.
У Филона дух, отделенный от Бога, приобретает характер
самостоятельного принципа, дающего
жизнь.
Совершенно незнакомая с трудом, она теперь была воодушевлена мыслью о
самостоятельной, трудовой
жизни, строила планы будущего — это было написано на ее лице, и та
жизнь, когда она будет работать и помогать другим, казалась ей прекрасной, поэтичной.
— Но я не могу выносить принуждений, — страстно возразил мальчик, — а военная служба не что иное, как постоянное принуждение, каторга! Всем повинуйся, никогда не имей собственной воли, изо дня в день покоряйся дисциплине, неподвижно застывшей форме, которая убивает малейшее
самостоятельное движение. Я не могу больше переносить этого! Все мое существо рвется к свободе, к свету и
жизни. Отпусти меня, отец! Не держи меня больше на привязи: я задыхаюсь, я умираю.
Чтобы бороться воинственно со злом и неправдой, чтобы революционизировать
жизнь, создавать
жизнь новую, для этого нужно признать
самостоятельный источник зла и порабощения в мире [В христианстве было разработано учение о грехе, его последствиях и избавлении от него, но совсем не было раскрыто учение о зле как начале самобытном.
Навеки утверждена автономность красоты, ее несводимость на добро и истину, ее
самостоятельное место в божественной
жизни.
Рассказы об устраиваемых им гомерических попойках и кутежах, об его гениальной изобретательности в области прожигания
жизни, не могли не произвести впечатления на молодого, неопытного юношу, почувствовавшего себя впервые
самостоятельным человеком, членом известной корпорации, эмблемой которой являлся только что надетый им юнкерский мундир.
Это — таинственный процесс рождения; и вот он совершается на наших глазах. В одно и то же время обрывается последняя связь с церковью и устанавливается
самостоятельный процесс
жизни.